суббота, 21 февраля 2015 г.

Проект по чтению. Жила-была

Продолжаю участвовать в проекте по чтению и заносить в блог посты о прочитанном. 
Сейчас в период с 23 февраля по 9 мая, когда проходят различные мероприятия, посвященные 70-летию Победы, сама много подобного провожу в школах с детьми. И решила кое-что перечитать сама. Первая книга из моего военного сборника - Илья Миксон "Жила, была". Кусочек жизни блокадного Ленинграда, кусочек жизни маленькой девочки Тани Савичевой - в котором на самом деле помещается вся жизнь!
О Тане Савичевой знают, пожалуй, очень многие. О ней написаны рассказы, воспоминания. По ее трагическим записям в дневнике поставлен памятник. Ни одно упоминание о Великой Отечественной войне, о блокадном Ленинграде не проходит без упоминания этого имени.

"Женя умерла 28 декабря в 12 час утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3ч дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 6 час утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2ч ночи 1942 г.
Дядя Леша 10 мая в 4ч дня 1942 г.
Мама – 13 мая в 7 час 30 минут утра 1942 г…
Савичевы умерли.
Умерли все.
Осталась одна Таня".
Но вот для меня впервые в этой книге открылись три факта, ранее я их не знала, детям не читала и не рассказывала. Во-первых, из Савичевых выжили два человека, которые оказались за линией блокады. Во-вторых, блокнот с записями до войны принадлежал Нине и она же его и нашла позже в семейных вещах. И именно у Нины этот блокнотик попросили для музея. С собой у Тани блокнота не было. И в-третьих, после окончания войны, никто не знал, где похоронена сама Таня. Нина долго искала ее могилу и только случайно об этом узнавшая медсестра показала место захоронения, так как Таня умерла на ее руках и именно эта медсестра ее и хоронила. Несколько лет спустя вблизи могилы поставлен памятник Тане.
...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...

(Ольга Берггольц)

Комментариев нет:

Отправить комментарий