четверг, 24 сентября 2015 г.

Круглый стол "Книга - одно из чудес света"

ромбики

23.09 в ГАУ НСО "Семья" прошёл круглый стол "Общество - власть - семья и дети" - заключительное заседание по проекту "Книга - одно из чудес света". Областная детская библиотека им. А. М. Горького тоже была в этом занята и выступала по теме "Как мы говорим и что мы читаем?"
Здесь оставлю текст своего выступления. Это может кому-нибудь пригодится, да и для себя... не потеряется!
ромбики

Ни для кого не секрет, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, слабо владеют культурой речи и навыками общения, это следствие не просто неправильного подхода к воспитанию в семье, но и отсутствие воспитания вообще, затем ошибки в перевоспитании педагогически запущенных детей (условия в социальном приюте или детском доме). Таких детей характеризуют различные серьезные социальные отклонения: бродяжничество, наркомания, алкоголизм, правонарушения, нежелание учиться.

И чтение как хорошая привычка здесь, увы, отсутствует совсем. Практика занятий с детьми в социальных приютах и детских домах показывает, что дети часто не  умеют элементарного –пользоваться книгой для нахождения ответа на вопрос, не всегда могут ответить на вопросы литературных викторин, не всегда называют героев книг по описанию или иллюстрации,  не говоря уже о глубоком понимании темы и содержания произведений.



Основной причиной отсутствия интереса к чтению (как и к другим дисциплинам) – педагогическая запущенность ребёнка (неумение писать и читать вообще, отставание в развитии памяти, мышления, воображения,  эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности).  


Важным правилом подхода к «трудным» детям является понимание, что «трудные» дети - это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно. Трудно общаться, писать, читать, разговаривать…
Поэтому, прежде, чем говорить о процессе чтения, ребёнка необходимо научить устно выражать свои мысли, научить говорить убедительно и ярко. Звуковая сторона речи здесь выступает на первый план. Поэтому здесь важно «создать» слушателя! Для этого можно предложить занятия-игры:
·         «Вместе весело читать»,
·          «В стране Читалии»,
·         «Путешествия с королевой Книги»
·         «Давайте жить дружно»
литературные квесты:
·         «Что там, за книжною страницей» (экскурсия)
·         «Кошачья-информационная служба приглашает» (зачем нужна библиотека и как ею правильно пользоваться)
·         «Вперед! В страну Знаний!» (обзоры книг)
·         «Библиотечный батальон» (литературная игра по разным темам, когда надо доказать какая книга полезней в библиотеке и почему. В конце ребята должны прийти к выводу, что все книги полезны!) 
·         «Пиратские истории»
·         Библиотечные путешествия (библионочь)

Все эти литературные занятия и игры полезны и помогают:

1) Заинтересовать интересными, смешными, занимательными историями, которые необходимо детям читать вслух. Обязательно просмотр иллюстраций и их комментирование. После чтения можно попросить кого-то из ребят пересказать прочитанное или рассказать, понравилась ему эта история и чем или нет и почему? Это учит их размышлять!

2)      Литературные праздники повышают интерес к книге! Чтение становится не трудным и не скучным занятием, а ярким событием. Распределение ролей, костюмы – всё это побуждает к более глубокому прочтению определённого произведения.

3)   Конкурсы  чтецов  стихов также повышают интерес к книге и чтению. Ведь здесь присутствует соревнование! Важно выбирать жюри, а затем самым отличившимся вручить призы. Это большой стимул для детей, которые ни разу (или очень редко) не показывали свои таланты и не получали за них призы.

4)   Книжки-игрушки. Важным моментом в чтении является подбор нужной не просто литературы, а даже конкретной книги. Огромную роль на этапе первоначального знакомства играют оформление книги, наличие игровых моментов, иллюстрации. Для маленьких читателей и для тех, кто только начал знакомиться с книгой, это так называемые книжки-игрушки и книжки-вырубки.       
Детская библиотека готова к сотрудничеству со специализированными детскими учреждениями,  и готова предложить свои мероприятия. Все они сопровождаются книжными выставками по теме. 

  ромбики


План работы Сектора социального партнёрства
(Наталья Сергеевна Суркова, 224-48-22)

наименование
форма
Вместе весело читать
экскурсия по библиотеке
Иди, мой друг, иди, мой друг, дорогою добра!
литературные чтения, посвященные писателям-юбилярам
Для вас, ребятишки, эти книжки!
мероприятия, посвященные книгам-юбилярам (викторины, обзоры, громкие чтения)
Поделись книгой
акции по дарению книг в детские учреждения (игровая форма передачи книг и журналов)
Кому что удивительно
устный журнал (интересные необычные праздники с презентацией, викторины, громкие чтения и конкурсы)
Сюрпризы лесной тропинки
мероприятия на экологические темы и даты
Сибирские писатели - детям
встреча писателей Новосибирска с читателями

Это план основных направлений в работе. Темы занятий необходимо согласовать непосредственно перед проведением. 
Ссылки в тексте отправляют на сайты названных организаций

Комментариев нет:

Отправить комментарий